Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Помогут ли западные модели | Теория или практика? | Два типа стратегий

Из всего разнообразия стратегий, которые используются российскими предприятиями на рынке, можно выделить два типа, диаметрально противоположных по целям и основным методам реализации, но все же смыкающихся. Назовем их "Первоначальное накопление капитала" и "Стратегия долгосрочного присутствия".

Трудно сказать, в каком процентном отношении разделились приверженцы этих стратегий. Известно лишь, что и тех, и других достаточно много. Поскольку нас интересуют фундаментальные связи, попробуем рассмотреть крайние варианты.

Стратегия первоначального накопления капитала нацелена на получение максимума прибыли "сегодня", причем почти любыми способами.

В арсенале наиболее действенных средств: доступ к бюджетным ресурсам в том или ином виде; манипуляции с НДС; реструктуризация долгов с "выкачиванием" ресурсов из промышленных предприятий; прямые неплатежи по обязательствам.

Вся "прибыль" переводится за границу и оседает в банках. Инвестиции в российскую экономику не предусмотрены, за исключением схем "купить-вычистить-продать".

Стратегия долгосрочного присутствия нацелена на стабильный рост бизнеса в определенных направлениях или в определенном стиле.

В арсенале наиболее действенных средств: создание конкурентных преимуществ, неважно, каким способом; выполнение платежных обязательств.

Прибыль частично реинвестируется в собственный бизнес, частично (после краха ГКО) переводится за границу и оседает в банках.

(Стратегию продажи за рубеж всего, что можно продать, и по любым ценам мы не берем в расчет, так как она обусловлена понятной целью получать в будущем все больше свеженапечатанных рублей за ту же долларовую сумму и типична для всех фирм, которые в состоянии добраться до экспортных ресурсов).

Два крайних варианта рассмотренных стратегий выглядят практически несовместимыми, но только до определенного этапа реализации. В современной экономико-правовой ситуации стратегия первоначального накопления капитала не так быстро исчерпывает внутренний рынок, как можно было предполагать.

Вопреки "правовым" ожиданиям, привычный арсенал средств еще можно использовать, хотя и с меньшей эффективностью, а накопленный капитал достаточен для действительно масштабного дела (например, покупки рентабельного завода). Здесь и происходит переориентация на долгосрочные цели, которую вынужденно поддерживает участие накопленного капитала в "производственном" бизнесе.

Вдруг возникает необходимость в упорядоченном и эффективном управлении крупным предприятием. Практически, фирма оказывается на начальном этапе реализации стратегии долгосрочного присутствия, с капиталом, но без опыта работы на рынке и с отрицательной репутацией.

Если проследить, куда выводит вторая стратегия, можно отметить кризис 98-го года, когда крупные фирмы были поставлены перед дилеммой: сохранить репутацию или деньги. Сберечь то и другое было невозможно, так как на относительно развитом рынке дебиторская задолженность исчислялась в рублях со сроками платежа в 2-3 месяца, а кредиторская - в долларах.

Мелкие фирмы вообще не имели такой дилеммы, так как расплатиться при изменении курса в три раза за три месяца для них не представлялось возможным. (Здесь не берутся в расчет посреднические операции, в которых задействовано едва ли не большинство мелких фирм. При таких операциях валюта дебиторской и кредиторской задолженности если и не совпадает, то лишь по халатности руководителей).

Ту часть фирм, которая выбрала деньги, можно считать примкнувшей к стратегии накопления капитала. Остальные оказались на изменившемся рынке с девальвированным опытом и прочной репутацией, но без денег.

Представленная картина, возможно, неприглядна. Сформулируем другими словами. В современном российском бизнесе присутствуют два основных типа стратегий: ориентированные на накопление капитала и ориентированные на долгосрочное присутствие на рынке.

Для обоих типов на разных этапах их реализации становятся актуальными вопросы управления сложной структурой и эффективной обработки рынка - вопросы внедрения изменений.

Продолжение в следующем выпуске

Начало в выпусках: #149
Продолжение в выпусках: #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161, #162, #163, #164, #166, #170, #167, #168, #169, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #179, #180, #181, #182, #186, #183, #184, #185, #187, #188, #189, #190, #191, #195, #192, #193, #194, #196, #200, #197, #198, #199, #202, #206, #208, #209, #210, #211, #213, #214, #205, #204, #207
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: