Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Тенденции и перспективы | Взгляд на современное предприятие

Типичных предприятий не бывает. Типизация - процедура, необходимая для теоретических исследований, но неоднозначная с точки зрения практики. Она может навредить руководителю, заставляя его игнорировать некоторые факторы реальной ситуации и принимать на веру нечто несуществующее, что "должно быть" в силу принадлежности его предприятия к определенному типу фирм.

Чтобы определить место своего предприятия в бизнесе, практичнее пользоваться самой широкой классификацией, например: малый, средний или большой бизнес.

"По умолчанию" эта характеристика связывается с оборотом компании, а в России, в условиях закрытости цифр, нередко и с мнением владельца. Есть и другие критерии, которые тоже имеют некоторое значение.

Предприятие имеет смысл относить к крупным, если его цели предусматривают захват значительной доли рынка в отрасли. Известно, что фирмы, выросшие в гигантские корпорации, по большей части задумывались такими еще при открытии.

Наоборот: предприятие, созданное с ограниченными целями, скорее всего, будет малым, хотя, возможно, и уникальным по качеству продукции, и высокоприбыльным. Осознание себя "большим" задает ориентиры, что способствует достижению поставленных целей.

Численность персонала в компании с ежемесячным оборотом в 1 млн. долларов может варьироваться от 12 до 170 человек. (Обе цифры "списаны с натуры": в первом случае средняя наценка на продукцию составляла 10% и отпуск производился вагонными партиями, во втором - наценка 25% и 30-40 покупателей на один вагон).

В первом случае предприятие логично причислить к малому, чуть ли не семейному бизнесу. Второе может претендовать на звание средней компании. Ключевой фактор здесь - сложность технологий. Малое предприятие может позволить себе неформальный статус руководителей и стихийно сложившуюся структуру. Среднее должно уделить внимание целевой проработке иерархии.

Интересно мнение о системе управления некоторых зарубежных консультантов: "Малым является такое предприятие, в котором административное и оперативное руководство находятся в руках одного или двух людей, принимающих важные решения" ("Управленческое консультирование" под ред. М. Кубра, Москва, "Интерэксперт", 1992, т. 2).

Для внедрения изменений этот взгляд может быть весьма полезным. Значительная часть проблем компании обостряется на стадии экстенсивного роста, когда управление уже не может вестись одним человеком и значительную часть полномочий необходимо делегировать.

Понимание, что предприятие остается малым, несмотря на большие цели, обороты и благоприятную рыночную ситуацию, помогает руководителю преодолеть внутреннее сопротивление делегированию.

Род деятельности как критерий классификации служит формированию нужного делового стиля и разработке имиджа. Например, юридическая контора может вести дела одной-двух корпораций, а может обслуживать население. В первом случае ей лучше сразу принять условности поведения в большом бизнесе, а во втором - технологии малого.

Организация представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Систему настолько многофакторную, что любое сколько-нибудь сложное "типичное" решение может служить только ориентиром, образцом для внедрения.

Типология (как и любой инструмент или методика) эффективна в зависимости от целей применения. С точки зрения развития бизнеса и внедрения изменений полезнее считать каждое предприятие уникальным и использовать "типичные" решения с большой осторожностью и готовностью их корректировать.

Продолжение в следующем выпуске.

Начало в выпусках: #149, #150, #151, #152, #153
Продолжение в выпусках: #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161, #162, #163, #164, #166, #167, #168, #169, #170, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #179, #180, #181, #182, #183, #184, #185, #186, #187, #188, #189, #190, #191, #192, #193, #194, #195, #196, #197, #198, #199, #200, #202, #204, #205, #206, #207, #208, #209, #210, #211, #213, #214
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: