Letyshops

Бизнес: проблемы роста

Хлебников Дмитрий Валерьевич
менеджер проектов БКГ менеджмент консалтинг
Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года
Abstract | Теория фазовой трансформации бизнеса | Кризисы ТФТБ (1 - 2)

Эволюция бизнес-систем - одна из малоизученных областей менеджмента. Причина - уникальность и неповторимость каждого отдельно взятого бизнеса. Исследователь Л. Грейнер предпринял попытку обобщить эволюцию бизнес-систем и опубликовал статью (L.E. Greiner. Evolution and Revolution of Organization. - Harvard Business Review, 1972.), в рамках которой представил Теорию фазовой трансформации бизнеса (ТФТБ).

Теория Грейнера рассматривает пять основных фаз развития предприятия:

  • управление бизнес-идеей (создание и творчество);
  • управление функциями (формализация и построение структур);
  • управление процессами (делегирование и диверсификация);
  • управление сетями (координация);
  • управление знаниями (синергия и сотрудничество).

Основываясь на грейнеровском представлении о ТФТБ как о диалектической последовательности развития бизнес-систем, локальные исследования БКГ позволяют говорить о развитии этой теории с точки зрения поведения социальных групп, компетенции персонала и качественных изменений (эволюции и революций) систем управления.

В первую очередь изменения и дополнения коснулись последней, пятой фазы развития бизнес-систем ТФТБ. С современной точки зрения, она представляет собой управление нематериальными активами (goodwill), примеров чему в период рождения этой теории практически не было.

Рассматривая пятую фазу как управление гудвиллом, можно увидеть, что она фактически совпадает с первой фазой (управление бизнес-идеей), но на другом витке эволюционной спирали.

Этому есть множество примеров. Наиболее характерный - развитие франчайзинговой деятельности, то есть управление нематериальными активами (имя, технология, товарные знаки и т. д.).

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© БКГ менеджмент консалтинг

 

 

Реклама: