Letyshops

Е. Донцова. Создание отраслевых решений на базе ERP

ERP для вашей отрасли | Как создается решение | Пример внедрения

Автоматизация финансового учета являлась первоочередной задачей, которая предполагала возможность оперативного ввода финансовой информации и составления сводной отчетности по всем видам деятельности, контроля денежных потоков и анализа общих расходов и доходов по видам деятельности, в разрезе объектов недвижимости.

Как правило, на первом этапе внедрения для понимания необходимых настроек в системе (а возможно и ее серьезной модификации), возникает проблема правильного соотнесения стратегических целей организации с определением итоговой отчетности и технологии ведения операций, которые являются основой для отчетов. Грамотный реинжиниринг бизнес-процессов можно провести только в том случае, если удалось разобраться с конечными целями, тем, что увидит руководство в результате. Далее можно понять, какие действия сотрудников жизненно оправданны для реализации целей учета, а какие уже давно требуют реорганизации. При реализации решения "МАГ-Строитель" такой подход позволил четко определить, какую информацию можно будет получать в разрезах финансовых аналитик системы, а какую в аналитических разрезах модуля "Проекты", что позволило правильно определиться с оптимальными модификациями и настройками.

Другая проблема, которая чаще всего возникает при внедрении всеобъемлющей ERP-системы, являющейся, кроме всего прочего, западным продуктом, остро проявляется в необходимости учитывать не только некоторую отраслевую специфику, но и масштаб ведения бизнеса, национальные особенности. Система, с высокой точностью подогнанная под потребности предприятий с учетом особенностей ведения бизнеса данной отрасли в нашей стране, будет представлять наибольший интерес со стороны заказчика на внедрение системы.  Несмотря на то, что западные системы являются копилкой наилучшего мирового опыта построения и оптимизации бизнес-процессов, реализация западной практики не всегда является жизнеспособной в наших российских условиях, а это в свою очередь требует реализации родных, отечественных схем учета и ведения бизнеса.

Поэтому, например, при реализации процесса продаж квартир в системе для работы риэлторского отдела создавался совершенно новый функционал, ранее отсутствовавший в системе. Была разработана специальная рабочая форма риэлтора "шахматка", в которой в виде матрицы представлен подъезд жилого здания с квартирами. Каждая квартира определяется позициями столбца – этажа и строки – номера квартиры на этаже. Статус прохождения квартирой очередного этапа продаж (согласования с клиентом, резервирование риэлтором, оформление договора, первый платеж, второй платеж, завершение продажи) отмечается определенным цветом.

 

Функциональность повседневных операций риэлторов по продаже квартир интегрирована с финансовым блоком по учету дохода от продажи квартир и дебиторской задолженности.

Но самое главное, что появление любого вертикального решения все равно начинается с удовлетворения индивидуальных потребностей отдельного реального предприятия, на котором идет проект внедрения ERP-системы. Получается, что многие функции доработанной функциональности могут не соответствовать принципу общности и универсальности для отрасли, а могут быть использованы только в данном случае. Т.е. для данного предприятия это приемлемый вариант и оно так работает, а у другого, которому предлагается решение как уже готовое отраслевое, несколько другая схема, со своими нюансами, уже не вписывающаяся в новый зашитый функционал. Приведу пример на основе "МАГ-Строитель". Отслеживание договоров изначально предполагалось в рамках проекта и определенной статьи затрат, по которой составляется смета, т.е. осуществлялась привязка одного договора к одной статье затрат. Для данной организации это была удобная схема работы и на основе нее строились некоторые правила автоматического создания заявок на оплату, но для других организаций это уже не соответствовало норме. Поэтому такие правила необходимо реализовывать не на жестком уровне, а на уровне вариативных настроек. Естественно это потом приходится переделывать для реализации наиболее общего случая. То же самое на примере "МАГ-Риэлтор". В организации принята схема платежа за квартиру в два этапа, поэтому на уровне договора была создана возможность указывать только два платежа (две суммы и две даты) и отслеживать оплату в рамках таких условий, для других сразу вставал вопрос: "А почему только два?" Тоже необходимо было «примерить» сначала и на других.

Поэтому, когда происходит качественный скачок не от отраслевого решения к индивидуальному, а скорее наоборот, есть только один выход предусмотреть  такие несоответствия и заранее заложить в функциональность большую гибкость настроек – это разработка неких стандартов для отраслевого решения. Они должны быть приняты как данность для всей отрасли, определяющая возможность выполнять гибкие настройки для нескольких вариантов одной и той же операции.  Как гласит восточная мудрость: «Чтобы научиться бегать, нужно сначала научиться ходить".

В этом как раз пока кроется серьезная проблема. Если на Западе существуют и широко применяются отраслевые стандарты управления компаниями, благодаря чему реально говорить о действительно отраслевых решениях в рамках той или иной ERP-системы, то в России же не то, что разные предприятия в одной отрасли, но и филиалы одной компании могут иметь свою схему управления, существенно отличающуюся от подходов головной организации.

Подводя итоги, можно определить следующие ключевые моменты в создании вертикальных решений на базе ERP, которые позволят сделать его наиболее выгодным и оптимальным при реализации на любом предприятии отрасли, определяют его сильные стороны и конкурентные преимущества по сравнению с внедрением стандартной функциональности ERP- системы.

Первое, что следует понимать при разработке подобных решений - это необходимость учитывать национальные особенности, отечественную практику технологий учета в данной отрасли. Не всегда западный подход является панацеей от наших местных болезней.

Разработка отраслевого решения требует пристального внимания к стандартизации и унификации требований к реализации в системе для всей отрасли, а не только на уровне одного или нескольких определенных предприятий.

И, наконец, предлагая отраслевое решение, необходимо совершенствовать и подходы к внедрению, которые будут учитывать ранее накопленный опыт  и позволят избежать одних и тех же ошибок в процессе непосредственно внедрения.

Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете. Билл Гейтс

<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]

 

 

Реклама: