Letyshops

ИТ стратегия: от постановки бизнес-задачи - к возврату инвестиций

Пищиков С. В
project manager, Ш.ЭЙР-С

Постановка проблемы

24 апреля в Москве прошла конференция ИТ стратегия 2002 , посвященная обсуждению проблем и перспектив информатизации предприятий от постановки бизнес-задачи до возврата инвестиций. Организаторы конференции: Intelligent Enterprise. Корпоративные системы ; Центр бизнес мероприятий ИД СК Пресс . Соорганизатор Ассоциация СИРИУС .

Генеральным спонсором мероприятия выступила компания МАГ Консалтинг. Спонсоры: компания Крок, Compaq; информационный партнер Алгоритм; информационная поддержка: PC Week/RE, Consulting.ru, Химический рынок, Нефтяное хозяйство; технологический спонсор компания Камелот.

Пленарное заседание ИТ Стратегия теория и практика открыл его ведущий Камил Ахметов (главный редактор, Корпоративные системы). Он отметил что с момента проведения первой конференции термин ИТ-стратегия если не стал брэндом, то получил широкое распространение на страницах печатной и онлайновой ИТ-периодики. По словам г-на Ахметова, пришло время подробнее обсудить, что скрывается за этим ярким концептуальным выражением.

Конференция получилась весьма полезной, насыщенной интересными выступлениями. Мы остановимся на одном из наиболее важных и острых вопросов: как высшее управленческое звено компании (в частности генеральный директор) воспринимает задачу покупки и внедрения ERP-систем, а также проблему автоматизации в целом.

Впервые данная тема прозвучала в выступлении Валерия Храброва (SAS). Докладчик отметил, что в сфере ИТ-стратегии наблюдается переход от автоматизации к оптимизации бизнеса. Если в 2000 году 70% проектов были связаны с автоматизацией и всего 30% с оптимизацией, то к 2002 году ситуация изменилась на противоположную.

Потенциальный заказчик уже попал под шквальную атаку ИТ-компаний, многие из которых не слишком хорошо понимают суть собственных предложений и не имеют необходимого опыта работы. Фактически они собираются учиться на своих клиентах.

В такой ситуации не приходится удивляться, что потенциальный заказчик дезориентирован, немного напуган и подчас агрессивен.

Артем Роменский (R&B) рассказал о нескольких эпизодах, которые демонстрируют низкий уровень корпоративной культуры, свойственный заказчикам ИТ-услуг. Приведем один из них.

Перед высшим менеджментом крупного предприятия был поставлена задача описать будущее компании на ближайшие пять лет. Совещание длилось больше шести часов, но измученные управленцы так и не смогли ничего сформулировать. Ясно, что при таком положении дел получить корректный ответ на вопрос об ожиданиях в области ИТ-стратегии невозможно. А если сам заказчик ничего не ждет от ИТ, то он ничего и не получит , отметил г-н Роменский.

С точки зрения Владимира Ананьева (Борлас), предприятие может заинтересоваться проблемой ИТ-стратегии в пяти случаях. Если:

  • разрабатывается общая стратегия бизнеса;
  • информационная система начинает рассматриваться как инструмент управления;
  • другие компании достигли успеха;
  • ИТ-бюджет приобретает размеры, заметные руководству;
  • статус ИТ-менеджера повышается до уровня высшего руководства.

Игры, в которые играли участники

Проблемам мотивации топ-менеджмента был посвящен Круглый стол, в рамках которого прошел небольшой тренинг (в форме ролевой игры).

Роль рачительного, немного прижимистого хозяина предприятия взял на себя Микаэл Горский (МАГ Консалтинг). Перед участниками, представлявшими директоров по ИТ, была поставлена вдохновляющая задача убедить Микаэла вложить средства во внедрение ERP-системы на его предприятии. Забегая вперед, отмечу, что ИТ-специалисты взялись за дело с искренним энтузиазмом. Выдающейся креативностью (правда, подчас авантюрного плана) отличился Сергей Брускин (Robertson&Blums).

В полемическом задоре игроки иногда забывали о своих ролях, которые обозначим следующим образом:

Х хозяин (в основном г-н Горский);
ИТ директора по ИТ (в основном участники Круглого стола);
А аудитория.

Приведем список аргументов за и против внедрения, которые прозвучали в процессе дискуссии, проходившей в дружеской, но бескомпромиссной атмосфере.

Х: Мы до сих пор жили и, так сказать, не тужили, делали бизнес, деньги зарабатывали и про автоматизацию, кстати, не забывали. Кое-что подкупали, кое-что сами разрабатывали. А теперь новшество ERP-система. Вынь пол-лимона (лимон) да положь. Да зачем она мне, эта система? Что у меня на предприятии не работает? Что ломается? Нет, ни копейки не дам .

Аргумент за достоверная информация:

ИТ: Хотите иметь реально достоверную информацию о своем предприятии?

Х: У меня она есть.

ИТ: Сомневаюсь. Хотите проверить?

Х: За миллион?

А: Ха-ха-ха

Аргумент за капитализация. Не оспаривая возможности повысить с помощью ERP уровень капитализации предприятия, участники форума выразили серьезные сомнения относительно практической пользы этого неочевидного достижения. В России фондовый рынок корпоративных ценных бумаг не развит и находится в состоянии перманентной стагнации. Нью-Йоркская биржа упоминалась, в основном, в ироническом контексте:

А: На Нью-Йоркскую биржу как войдешь, так и выйдешь.

А: Для экономии времени надо заходить задом.

А: Ха-ха-ха

Аргумент прозрачность и (вследствие этого) возможность привлечь инвестиции. Критике были подвергнуты и сама цель, и средства ее достижения. Российские директора, что греха таить, не мечтают о полной прозрачности предприятия. Их вполне устраивает односторонний вариант (я все вижу, другие нет). Получение инвестиций отдельная проблема, в решении которой наличие ERP-системы не главное.

Международный аудит. Крупные аудиторские компании иногда действительно требуют внедрения ERP. Это позволяет их специалистам выполнять большую часть работы, не выходя из родного офиса где-нибудь на берегу Женевского озера, и не мучиться с диковинными формами отечественного управленческого учета.

Эффективное управление запасами, планирование, контроль. Аргумент сильный, и хозяин не нашел, что возразить. Действительно, ERP (в прошлом MRP) системы создавались именно для эффективного управления запасами и ресурсами.

Однако в зале у притихшего Х обнаружились неожиданные и весьма энергичные союзники. Некая дама заявила, что она все это планирование сделает на 1С или карандашом на коленках. Ее эмоциональное выступление заставило нас задуматься о специальной заточке аргументации в зависимости от полового признака владельца предприятия (шутка).

В поисках убойного довода

Эффективность, производительность. Объявление этих двух факторов вызвало оживленную дискуссию о том, чем они, собственно, различаются. С развитием обсуждения стало ясно, что столь общие формулировки при аргументации лучше вообще не применять.

Оперативная информация по срывам в цепочках поставок и производственных процессах. Аргумент хороший. Только зачем использовать для этого именно ERP-систему?

Успехи, которых добились прямые конкуренты в результате внедрения ERP-систем. Безусловно, сильный психологический ход. Правда, для его использования необходимо, чтобы конкуренты действительно внедрили у себя ERP-систему (причем успешно) и получили видимые преимущества. С другой стороны, даже если не все упомянутые события имели место, перспективой их возникновения можно неплохо разогреть своего хозяина.

Управление качеством. Стремление к сертификации и контролю за качеством может в конечном итоге инициировать установку ERP-системы. Сертификация требует детального обследования предприятия. Построение подробной схемы бизнес-процессов и их реорганизация в соответствии со стандартами позволят руководству компании по-новому взглянуть на структуру производства и систему учета. Теоретически это может привести к решению о внедрении ERP. Тем более, что в таких системах, как правило, предусмотрен модуль контроля за качеством.

Относительно весомости этого аргумента участники обсуждения не пришли к единому мнению. ИТ-специалист из Челябинска, к примеру, отметил что контроль качества дело хорошее, но на него можно и подсесть. Чисто наркотик , образно резюмировал он.

В ходе дискуссии упоминались и такие факторы, как увеличение безопасности бизнеса и помощь в решении стратегических задач.

К концу заседания аудитория слегка пригорюнилась. Аргументы, похоже, приведены убедительные, в каждом есть смысл и сермяжная правда . Но нет в них решающего, убойного довода, после которого рука директора судорожно рванется к стопке документов по внедрению ERP-системы.

Не мытьем, так катаньем

Обсуждались и методы убеждения босса :

  • Ждать и использовать момент. Моделируемая сцена:

Круглый стол. Собралось высшее руководство компании. У всех усталые, напряженные лица. Генеральный директор: Господа, за последний квартал наша прибыль упала на n%, а продажи на m%. Ну-с, что скажете, господа? Повисает тягостное молчание. Когда тишина становится нестерпимой, раздается звонкий победный голос директора по ИТ: Я знаю, что делать. Внедрить ERP-систему . В зале оживление, радостные возгласы: Как же мы раньше-то не додумались! и т.

д.
  • Вербовать сторонников. Провести предварительную подготовку. Расписать выгоды от внедрения высшему управленческому звену компании. С финансовым директором говорить о финансах, директору по производству демонстрировать преимущества в производственной сфере и т. д. Затем единым фронтом идти к генеральному.
  • Не доводить до вопросов. Звучит странно, но мысль глубокая. На все умные и неумные вопросы главного корректно ответить просто невозможно (если на них вообще возможно ответить). В результате у директора создается впечатление, что ораторы хотят впарить ему нечто, в чем сами не разбираются. Кроме того, большинство ответов он не понимает, начинает раздражаться, задавать новые вопросы и т. д. Возникает неконтролируемая цепная реакция, которая нередко заканчивается взрывом. Таким образом, очень важно, чтобы беседа проходила по сценарию ИТ-специалиста.

Некоторых участников Круглого стола результаты дискуссии разочаровали. Как же так: три часа думали, судили, спорили а универсальную таблетку так и не изобрели. Ну что поделать? Такова реальность, и готовые формулы в ней не работают.

Необыкновенно ценен уже сам опыт взаимодействия, который получили участники в процессе игры и обсуждения. Цель состояла не в том, чтобы найти стопроцентно эффективный аргумент или метод, а в том, чтобы лучше понять интересы сторон, научиться достигать консенсуса.

В целом конференцию можно оценить как чрезвычайно интересную и полезную с практической точки зрения. Отметим, что уровень ее растет.

 

 

Реклама: