Letyshops

Самые дорогие брачные контракты

Владимир Гендлин
Журнал «Секрет фирмы». В продаже с 20 марта
По-прежнему «в моде» | Брачные игры | Брак по расчету | Расчеты браков | Брак в расчетах | Счастья в семейной жизни

По мнению старшего консультанта международной компании Accenture Кирилла Лядова, большинство российских сделок по приобретению крупных пакетов акций предприятий нельзя отнести к классическим mergers & acqusitions. Здесь больше подходит термин merchant banking.

Как известно, за большинством промышленных холдингов в России стоит (или изначально стояла) мощная финансовая структура. Банкиры скупали промышленные активы отнюдь не потому, что руки соскучились по молотку и зубилу. Главный мотив покупки предприятий во всем мире недооцененность их активов.

В связи с этим подобные инвестиции, даже долгосрочные, могут носить спекулятивный характер: организовав правильный менеджмент и повысив прибыльность предприятия, новый владелец тем самым повышает его стоимость. Это означает, что в дальнейшем объект можно выгодно продать. Многие созданные банками холдинги существуют именно в таком режиме: покупка реорганизация предпродажная подготовка продажа.

Характерный пример Альфа-груп , имеющая серьезные интересы едва ли не во всех отраслях. Группа через аффилированные компании владеет рядом пищевых предприятий: ТД Никитин (торговля чаем), ТД Смирновъ (производство и реализация водки), компания Vinorum (торговля вином), розничная сеть Перекресток . Кроме того, в группе есть сильный сахарный департамент.

Характерно, что инвестиции в пищевку делает та же самая Альфа-Эко , приобретавшая активы в топливно-энергетическом комплексе, а в прошлом году купившая блокирующий пакет акций Вымпелкома за 246,9 млн. долларов (группа приобрела также долю в Golden Telecom).

Между тем, ходят упорные слухи, что некоторые предприятия пищевого сектора уже готовятся к продаже (эксперты даже называют сумму, которую Альфа якобы намерена выручить за сеть Перекресток 150 млн. долларов). Недавно появились сообщения о том, что готовится к продаже финансовый костяк группы Альфа-банк (за 1 млрд. долларов, что стало бы рекордом для российского рынка).

Любопытно, что свой след в телекоммуникациях оставил и другой крупный поглотитель ЮКОС, унаследовавший эту стратегию от МЕНАТЕПа. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский создал с нуля компанию Сибинтек , а также приобрел долю в Мир-Телеком . Вклад ЮКОСа в продовольственную программу выразился в недавней покупке дискаунтерной сети Копейка .

Подобные холдинги, владеющие разнородными, не связанными друг с другом активами, по типу интеграции подпадают под определение конгломерат. Смысл их создания в диверсификации инвестиционного портфеля, что дает большую сопротивляемость рискам.

Консультант Accenture Александр Лупачев определил такую стратегию как связывание избыточной ликвидности когда денег как грязи , их нужно куда-то девать. Характерная черта конгломератов скупка прибыльных активов не обязательно связана с операционной интеграцией: компания может находиться в составе холдинга, но при этом сохранять самостоятельность.

Кроме конгломератов теоретики в области слияний и поглощений различают еще два типа интеграции.

Горизонтальная интеграция подразумевает слияние или покупку компании из той же отрасли, выпускающей аналогичный продукт. Подобные сделки преследуют цель быстро расширить долю рынка или географию своей деятельности, что характерно для экспансионистски настроенных компаний.

Другое важное преимущество эффект масштаба (особенно при слияниях банков), когда объединенные активы становятся сильным аргументом в конкурентной борьбе, а также позволяют экономить на операционных издержках и на НИОКР.

Примеры таких слияний Сибирь и Внуковские авиалинии , а также слияния и поглощения в области телекоммуникаций (например, покупка МТС компаний Телеком-900 , Телеком-XXI , Кубань GSM ). Из этой же стратегии вырос холдинг Русский алюминий (до этого всего лишь Сибирский алюминий , а еще раньше и вовсе Саянский алюминиевый завод ).

Типичные примеры горизонтальной интеграции участившиеся слияния и поглощения розничных сетей конкурентами. Сегодня розничный рынок столь же динамично развивающаяся отрасль, как и телекоммуникации, и эксперты прогнозируют рост числа подобных сделок (последняя заметная сделка покупка сетью БИН сети магазинов Магнолия в Москве).

Наконец, вертикальная интеграция возникает, когда сливаются смежные производства, образующие единую технологическую цепочку. Например, компания сильно зависит от своего поставщика (сырья или комплектующих) и решает, что для лучшего контроля выгоднее его купить. Либо наоборот: покупает дистрибьюторскую фирму или розничную сеть.

Любопытный вариант такой стратегии использовала группа Миком . Владея Новокузнецким алюминиевым заводом, она активно скупала шахты Кузбасса, ведь главным сырьем для алюминиевого производства является электроэнергия, а главным сырьем для энергетиков уголь.

Увы, главе Микома Михаилу Живило не удалось поставить под контроль энергетиков. По иронии судьбы, именно предприятие Кузбассэнерго стало могильщиком его бизнеса в Кузбассе, отобрав за долги его главные предприятия.

Классический пример вертикальной интеграции строительство нефтяными компаниями вертикально интегрированных предприятий (ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и др.), которые объединяют в единый технологический цикл добычу нефти, ее переработку и розничную продажу нефтепродуктов на АЗС.

Выгоды вертикальной интеграции еще и в том, что она позволяет экономить на налогах и трансфертных ценах. Типичный прием российских холдингов покупка продукции у подконтрольных поставщиков по заниженным ценам и продажа аффилированным офшорам по мировым ценам (а порой и выше) с последующей концентрацией выручки в зарубежных банках.

Все вышеперечисленные прелести и выгоды могут создать впечатление, что царство Божие на земле вот-вот воплотится в виде эдакого всеобщего слияния и поглощения. Однако практика заставляет взглянуть на вещи более трезво. Сделки по слияниям и поглощениям по праву считаются наиболее сложной и рискованной областью корпоративных финансов.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6] следующая>>
[вид для печати]
© ИД "Коммерсантъ"

 

 

Реклама: