Letyshops

Рейтинг привлекательности

Международные рейтинги в России
 
Три ведущих мировых рейтинговых агентств – Standard & Poor’s, Fitch и Moody’s- при выставлении кредитных рейтингов также принимают во внимание состояние корпоративного управления в оцениваемой компании. Среди них рейтинги корпоративного управления российским компаниям присваивает только Standard & Poor’s (S&P). Оценка S&P осуществляется по 4 основным компонентам - структура собственности, отношения с финансово заинтересованными лицами, финансовая прозрачность и раскрытие информации, состав и практика работы совета директоров. К началу 2005 года этот рейтинг присвоен примерно 12-15 российскими компаниями.

У него есть свои плюсы и минусы. Позитивной стороной является то, что S&P- очень известное на мировом финансовом рынке агентство, поэтому его оценка весьма авторитетна и существенно влияет на имидж компании. Однако также есть и спорные моменты. Например, количество критериев, используемых в рейтинге, превышает тот набор, которым реально руководствуется подавляющее большинство инвесторов, работающих с российскими активами. Многие из выдвигаемых требований не реализованы даже в корпорациях развитых стран. Часть из них базируется исключительно на особенностях западных корпораций, которые неэффективны в России. Например, негативно оценивается высокая концентрация собственности в компании, что в российских условиях чаще свидетельствует о наличии в компании реального владельца, заинтересованного в ее развитии.

Некоторые требования предъявляются механически, исходя из теоретических положений, без увязки с конкретной практикой. Например, некой компании-монополисту, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, оценка была занижена из-за отсутствия положения о дивидендной политике. Аргументы компании о том, что в условиях предстоящей приватизации и демонополизации отрасли едва ли разумно давать обещания о дивидендах на 3-5 лет (не говоря уже о более длительной перспективе), не были приняты во внимание. Также, некоторые требования не согласуются с рекомендациями ведущих международных организаций и оценкой аналогичной практики бизнеса в других странах.

В целом, на наш взгляд, международные рейтинговые агентства жестче оценивают российские компании нежели западные. А S&P известно особенно осторожным подходом к России. Например, к январю 2005 года два других мировых рейтинговых агентства - Moody’s и Fitch - присвоили России кредитный рейтинг инвестиционного уровня (причем первое сделало это уже почти год назад), а  S&P отказывается сделать это.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: