Letyshops

Бухгалтерский учет в России

Экспертная группа газеты "Аудит сегодня"
Продолжение.
Первичные документы. Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Кто здесь прямой пострадавший? Бухгалтер и руководитель! В Законе о бухгалтерском учете не предусмотрена ответственность органов, издающих нормативные документы по бухучету (по формам первичных документов, регистров, отчетности) за неправомерные требования и наложение санкций при отсутствии нормативных документов, регламентирующих:

  • отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления периодической и годовой отчетности;
  • применение регистров с заранее указанной корреспонденцией с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности.

Таким документом была инструкция 60-го года. Т.е. в 60-м году требования к бухгалтеру хоть как-то нормативно были обоснованы. Но сейчас уже конец века, совсем другие показатели и даже счета. Возможно, в 60-м году эта инструкция была к месту. Сейчас - нет. Однако других документов нет.

Да и сам орган, отвечающий за единое методологическое обеспечение грамотного преобразования данных бухучета в требуемые показатели, не определен. Как и его ответственность.

В таких условиях -

  • при отсутствии документов с едиными требованиями по формированию необходимых показателей для отчетности, представляемой бухгалтером;
  • органа, отвечающего за издание таких документов;
  • отсутствия ответственности за несвоевременное внесение им изменений в действующие нормативные документы, предусмотренные Законом (не говоря об их полном отсутствии, что мы имеем сейчас), необходимых для формирования обязательных показателей отчетности всех ведомств, требующих их (не только Минфина, но и МНС, и внебюджетных фондов, и статистических организаций);
  • требование Закона о том, что "все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность" неработоспособно.

Кроме этого, при требовании заполнения определенных законом форм (первичных документов, отчетности) дежурная фраза документ изготовлен по согласованию с Минфином, должна стать рабочей, а не формальной и иметь конкретный результат, при отсутствии которого конкретное наказание несет лицо, представляющее Минфин, с которым документ согласован.

За примером и ходить далеко не надо: унифицированные формы первичных документов согласованы с Минфином. В некоторых даже есть ссылка на документ, объясняющий применение конкретных форм бухгалтером (положение по ведению бухучета). Однако, если открыть этот документ, то выясняется, что составители элементарно обманули исполнителей.

И при этом не только обязательность исполнения предусмотрена законодательно, но и санкции за неисполнение, а также за несвоевременное или ненадлежащее исполнение)!

Первичные документы

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (см. Табл.№ 2).

Таблица 2.

Формы

Первичных

Документов

Нормативный Документ,

Утвердивший форму

Документ, регламентирующий практическое применение формы бухгалтером (составление операций по требуемой форме и принятие к учету) и конкретные его пункты Обязательность ведения

(Нормативный документ, предусма тривающий обязательность)

Санкции

(Нормативный документ, предусма тривающий обязательность)

    По норматив- ному документу, утвердившему форму Фактически  
... ... ... ... ...

Прим. ред. Из-за большого размера таблицы мы не можем опубликовать ее в еженедельнике. Вы можете получить ее в формате MS Word здесь (32 кб).

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Аудит сегодня

 

 

Реклама: