Letyshops

Отчет по результатам Международной конференции "Развитие корпоративного управления"

Окончание.
Выводы | Выводы (продолжение) | Перспективы

Другой важный вывод состоит в том, что попытки ускоренного развития корпоративного управления в странах с переходной экономикой рынка корпоративных ценных бумаг будут малоэффективны до тех пор, пока они не будут опираться на постоянное совершенствование механизмов защиты инвесторов (акционеров) и системы исполнения законодательства.

В настоящее время, государственная собственность, в основном, приватизирована, и процессы преобразования собственности перешла в стадию пост приватизационного регулирования государством.

Но анализ приватизации, показывают, что она не дала, в полной мере, тех результатов, которые ожидались - интенсивного развития предприятий.

Одной из задач, в вопросе внедрения принципов корпоративного управления является постепенное, но направленное устранения государства (всех его ветвей) от управления хозяйствующими субъектами экономики.

В настоящее время, государство владеет гораздо меньшей собственностью, но процессы приватизации очень сильно замедлились.

Это объективно - в начале, приватизация была очень доступна, практически бесплатна - это прошедший период массовой приватизации.

Думается, с точки зрения целей Конференции, необходимо сделать соответствующие выводы в этом вопросе:

  • бесплатная раздача собственности не придала для большинства ощущения ее ценности и мотивов для дальнейшего развития этой собственности,
  • массовая приватизация, направленная на получение гражданами страны своей доли собственности, должна была сопровождаться денежным обращением (ее опосредованием), это фундаментальное положение, основанное на интересах.

Любое получение собственности, капитала должно быть за деньги. В противном случае, не развивается перераспределение и концентрация капитала, до степени, необходимой для развития.

Конференция, обозначила (как проблема присущая не только Кыргызстану) вопрос пост приватизационного представления государства в двух ипостасях:

  • Акционера,
  • Менеджера.

Надо признать, а работа Конференции, отчетливо это обозначила, что государство, при существующих механизмах, не справляется с этими задачами.

Особый интерес вызывает то, что о проблеме плохого управления государством говорили именно представители государственных органов, к примеру, представитель Молдовы: "Как любой акционер, государство заинтересовано в проведении своей политики.Своим правом акционера пользуется государство и при выдвижении своих представителей в органы управления акционерных обществ.

Существует Положение о представительстве государства в хозяйственных обществах, которым регламентировано, что полномочия представителя государства могут быть делегированы государственным служащим или специалистами госпредприятий (Опыт Кыргызстана показывает, что это неоптимальный путь). В хозяйственных обществах (в т.ч. акционерных обществах), в уставном капитале которого, имеется доля государства, председатель государства представляет и защищает права и законные интересы государства и действует от его имени не имея, при этом трудовых или иных договорных отношений с данным предприятием. Орган, который занимается администрацией государственного имущества, назначает, по представлению отраслевых министерств и департаментов, представителей государством соответствующие хозяйственные общества.

Основными функциями представителя государства является:

  • выдвижение кандидатур уполномоченного органа для избрания в совет общества, исполнительный орган и ревизионную комиссию;
  • контроль за величиной доли государства в уставном капитале общества;
  • контроль за правильностью расчета, полнотой и своевременностью перечисления обязательных платежей в бюджет и дивидендов по акциям;
  • оказание методологической помощи в установлении корпоративного управления.

Естественно, что в этих условиях, необходимо подготовить лиц, на который будут возложены эти функции. Формирование резерва кандидатов возложено на уполномоченный государственный орган - Департамент приватизации и управления госимуществом.

Для организации процесса их подготовки, в республике организовано межведомственная комиссия по тестированию представителей государства и выдача им сертификатов. На нее возлагаются функции по установлению уровня соответствия кандидатов, их тестированию и установления уровня знаний и профессиональной подготовки; принятие решения о присвоении квалификации и др.

Работа представителя государства оплачивается. Если он избирается в органы управления общества (совет директоров, ревизионную комиссию), оплата его труда производится в соответствии с решением общего собрания акционеров, согласно закону об акционерных обществах" (Профир Марин, Молдова).

В Кыргызстане, как правило, реальная эффективность этого представительства носит достаточно формальный характер.

Государственный чиновник не в состоянии достаточно эффективно управлять пакетами акций предприятия, тем более представлять интересы государства в 5-10 акционерных обществах. Этому мешают не только технические и временные сложности, но и отсутствие необходимой квалификации в области управления.

Серьезным барьером остается внеплановый характер этой работы - как, государственный служащий, обремененный государственными, общественными задачами, сможет управлять капиталом компании, в отношении которой профессиональные менеджеры посвящают все свое время.

Другой определяющей причиной является недостаточность мотиваций качественного управления акциями:

  • отсутствие легальных материальных стимулов
  • отсутствие реальных моральных стимулов.

В этом случае:

Представитель государства в акционерном обществе не проявляет интереса к делам этого предприятия, несмотря на наличие государственного контрольного пакета и порою даже крупного долга предприятия перед бюджетом.

По сути, такая позиция полностью "развязывает руки" администрации предприятия.

Или же, сознательно игнорирует факт наличия долгов предприятия государству в период выполнения функций государственного представителя и с возможно последующим переходом на более высокооплачиваемую работу в это акционерное общество.

Кроме отсутствия естественной основы для качественного управления государственной долей, имеет место и вышеуказанная некомпетентность. В наиболее упрощенном виде, это может выражаться:

  • в чрезмерной осторожности в принятии антикризисных решений, в особенности, связанных с реструктуризацией либо переориентацией компании
  • либо, в попустительстве и халатности.

Тем не менее, в области создания правовой нормативной основы для хорошей практики корпоративного управления, остаются нерешенные проблемы:

  • развитие законодательства по защите прав мелких акционеров по всему спектру проблем:
  • процедуры проведения общих собраний акционеров,
  • преимущественное право покупки акций новых выпусков,
  • конвертация акций,
  • порядок слияния и поглощения,
  • кумулятивное голосование,
  • контроль за исполнительным органом акционерного общества и др.
  • некомпетентность и пассивность акционеров,
  • несовершенство судебного механизма исполнения законодательдства,
  • совершенствование механизма пост приватизации государственной собственности,
  • государственное управление акциями (разработка четкого механизма управления принадлежащими ему пакетами акций),
  • отсутствие института оценки активов предприятий,
  • проблема раскрытия информации (требования к "прозрачности") акционерного общества,
  • судебные аспекты процедур банкротства,
  • отсутствие института антикризисного управления.

Отельной, до настоящего времени неосвещенной проблемой, является защита прав и интересов крупных акционеров, являющихся стратегическими инвесторами. Поскольку, при существующей модели, реальное оживление деятельности предприятий способны дать только одни, то есть начать крупномасштабные структурные реформы на предприятии, финансовые вливания.

Своеобразным венцом этой работы должно стать принятие Закона "Об акционерных обществах".

Данный Закон без преувеличения можно назвать фундаментальным законом для экономики государства, в котором должен быть определен механизм внутреннего и внешнего взаимодействия участников отношений собственности и вмешательства государства.

Это определение актуально для нас именно сейчас, поскольку в завершающей стадии находится принятие соответствующего Закона, который должен учесть вышеизложенные недостатки существующей системы, и в этом, своевременным было проведение Конференции, где у нас была возможность сверить свои направления по проблеме корпоративных акционерных отношений.

Данный Закон разрабатывался Национальной комиссией по рынку ценных бумаг, Центром по корпоративному развитию и другими заинтересованными ведомствами республики.

Нарушение прав акционеров, в том числе имущественных и не имущественных, на всех уровнях корпоративного права становится серьезной проблемой в развитии корпоративного управления, в улучшении инвестиционного климата в нашей стране.

Очевидно, что инвесторы очень чутко реагируют на положение дел по корпоративно праву. Будут ли вкладывать инвесторы свои денежные средства в нашу экономику, во многом зависит от того, как будут соблюдены сегодня и в будущем права акционеров и инвесторов.

Данная Конференция имеет результирующий характер, поскольку совпадает с окончанием одного из этапов работы по внедрению принципов корпоративного управления в промышленном секторе экономики Кыргызстана.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Центр по корпоративному развитию

 

 

Реклама: